Пока вы читаете эти строки, CD Projekt RED уже вовсю
работают над Cyberpunk 2077. Другой мир, другой жанр. Новые горизонты.
Для них это смена эпохи. Что-то кончается, что-то начинается.
Страшно признавать, но история Геральта из Ривии
закончилась. Совсем. Разработчики проводили ведьмака на заслуженный отдых
грандиозным пиршеством, где кровь и вино текут рекой.
И я там был. Сейчас все расскажу.
Мы не в сказке
Если вы читали превью, то уже знаете зачин. Ведьмак получает заказ от ее светлости Анны-Генриетты,
княгини солнечного Туссента. В столице княжества, Боклере, завелась некая
Бестия — неуловимый серийный убийца, явно не чуждый магии. Он убивает рыцарей,
а в Туссенте как раз намечается грандиозный турнир, и убийство любого высокого
гостя аукнется всему краю. Геральт принимает заказ — и сюжет берет низкий
старт.
Помните вступление в «Каменных сердцах»? Битва с жабой,
похищение, кораблекрушение… События стремительно мелькали перед глазами, а
затем история брала таймаут и отправляла вас по взаимосвязанным сюжетным
тропкам.
Здесь ситуация сходная. Едва оказавшись в Туссенте, Геральт
ввяжется в бой с великаном, бруксой, шарлеем (огромный броненосец) и непосредственно
Бестией, а расследование пойдет быстрыми темпами: улика на улике. Вступление
насыщено яркими событиями, каждая вторая сцена — на голливудском уровне, а от
квеста до квеста рукой подать, маршрут рассчитан очень грамотно.
А потом вы встретите одного ведьмачьего знакомого, и сюжет
сбавит обороты, определяя два ключевых мотива.
► В начальных сценах вообще много всякого произойдет. Но потом игра перестанет так баловать и с размахом будет подавать лишь ключевые сцены.
Мотив первый: под спойлером
Осторожно, тут тонкий лед! Открывайте эту главу, только
если вы очень хотите узнать, о каком знакомом идет речь.
Да, один из лучших друзей Геральта воскрес: его спасла та
самая Бестия, на которую охотится ведьмак. Потому Регис хочет разобраться, что
заставило его спасителя (и, по совместительству, друга) убивать туссентских
рыцарей. Дело явно сложнее, чем кажется.
Регис в Туссенте смотрится органично, ведь дополнение
целиком посвящено вампирам. Вы повстречаете — нередко в бою — низших, высших и
даже наивысших кровососов, а заодно узнаете об их жизни до Сопряжения Сфер, о классовом
делении, порядках и проблемах.
Например, оказывается, только вампир может убить высшего
вампира, а значит, по своим меркам Регис и не умирал. К такому объяснению легко
придраться и упрекнуть CD Projekt в манипуляциях чувствами поклонников, но
результат все оправдывает. Регис был одним из самых ярких книжных героев, и в
игре его образ воссоздали на должном уровне: кроткий, интеллигентный, не чужд
иронии. За ним интересно наблюдать, с ним приятно общаться. В сюжете он тоже не
для галочки: Регис играет ключевую роль наравне с ведьмаком.
► Ну и что, что воскрес? Игра — адаптация романов, а не продолжение. А то сами знаете: «Мильва вдруг с ужасом обнаружила то, что должна была обнаружить уже давно. Регис не отбрасывал тени».
► Готовьте лунную пыль и масло: в дополнении много вампиров.
► …Очень много вампиров.
скрыть
Читать дальше…
Мотив второй: люди
Вторым мотивом дополнения стала рыцарская романтика. Боклер —
место, где форма царит над содержанием, нелепые традиции сакральны, а у рыцарей
настолько мало забот, что они находят время на обеты и подвиги. Боклер не
тронула война, и он остался тем же безмятежным краем, каким и был, — с
невероятно сочной зеленью, голубой водой и окрашенными во все цвета радуги
домиками, окружающими воистину сказочный эльфский замок. Все это основательно
высмеивается в диалогах, квестах и сюжетных событиях. Ведь Боклер только
имитирует сказочное королевство. Внутри — все та же грязь и проза жизни.
Например, Бестия убивает рыцарей не абы как, а по системе. В
Туссенте присягают пяти добродетелям: чести, мудрости, щедрости, доблести и
сочувствию. И каждая жертва соответствует поруганной добродетели. Алчного
рыцаря находят с полным кошельком во рту, не слишком мудрого — в шутовском
наряде. Поначалу история вызывает в памяти «Семь» Финчера, но каждая новая
улика показывает, что дело куда сложнее. Геральту предстоит копаться в грязном
белье высшего света Туссента и снова влезть в разборки государственного значения.
► Мир Туссента целостный, поэтому в него веришь. Если в городе есть чистильщик обуви, который разливает грязь по улицам, вы о нем услышите из самых разных диалогов.
► Новая мода среди туссентских хипстеров: абстрактное искусство.
Плохо забытое старое
Когда история сбавляет темп, в «Ведьмаке», как всегда, на
передний план выходят одни из лучших диалогов в играх. Каждый статист в
массовке становится живым человеком, каждая сколь-нибудь значимая сцена оказывается
яркой, врезается в память. Циничный юмор, сатира, ехидство, изощренная непристойность
— все здесь. Сама история хорошо выстроена и почти не провисает. Постоянно
меняются декорации: только что вы шли по следам убийцы — и вот уже попали в
жуткий проклятый особняк. Или в руины вампирского замка. Или на прием для
знатных особ. Или на турнир. Или в местную страну сказок. История всегда
разная. Только вот…
…Только вот мы это уже видели. Геральт уже и на маскарад
ходил (а потом еще на свадьбу), и по следу вампира-убийцы шел, и крепости
охраняемые штурмовал, и семейную жизнь господ налаживал, и проклятия в жутких
особняках снимал, и в мире грез побывал. Здесь много самоповторов. Вы то и дело
будете вспоминать сюжетные тропы первых «Ведьмаков». А особую любовь к рассказу
Сапковского «Меньшее зло» разработчики уже однажды показали в «Цене
нейтралитета», дополнении к первой игре. Покажут и здесь. Это смазывает
впечатление от сюжета: ощущение новизны улетучивается.
С другой стороны, уровень исполнения возрос, проработка
сюжетных ситуаций достигла предела, а прошлые приключения Геральта
переосмыслили, сделав фундаментом для новой истории. Да и к месту все, ведь «Кровь
и вино» буквально дышит ностальгией. Здесь вы найдете доспехи Геральта из
первой части, Владычица Озера снова даст ведьмаку свой серебряный меч («Постарайся
не потерять в этот раз»), а богатый бестиарий Туссента дополнили многие монстры
из прошлого: тут вам и архиспора, и сколопендроморф, и кикимора. И все они
переосмыслены: призрачные псы баргесты, например, теперь прыгают сквозь
Геральта и горят в изумрудном пламени.
► Есть в Туссенте и новая живность. Например, вихты и пантеры.
![]() |
![]() |
► В дополнении много ностальгических элементов не только из игр. У ценителей книг будет много поводов прослезиться. |
Чем хата богата
Несмотря на множество знакомых мотивов в сюжете, «Кровь и
вино» впечатляет масштабами и проработкой. По размерам Туссент немного уступает
Ничейным землям. От северной до южной границы — три километра (против четырех в
Велене-Новиграде). И почти все создано с нуля: у Туссента своя флора, фауна,
архитектура, культура, музыка, народ, одежда, оружие. Своя, простите,
атмосфера. И свои проблемы: многие «вопросительные знаки» встречаются только в
Туссенте («спаси странствующего рыцаря»), а привычные — дополнены.
«Кровь и вино» рассчитано на высокоуровневых ведьмаков.
Противники здесь достигают пятидесятого уровня, а некоторые монстры опасны сами
по себе. Но и Геральта не обделили. Выполнив особый побочный квест, ведьмак
отыщет лабораторию человека, изучавшего ведьмачьи мутации. Находка откроет в
Геральте новые способности: очки опыта и мутагены можно будет тратить на перки.
Изначально эти «мутации» разделены на три ветки: зеленая, синяя, красная. Но
самые мощные способности требуют прокачки сразу нескольких веток.
► Однажды Геральт получит собственную винодельню. Функционирует та по принципу дома в каком-нибудь Fallout 3: можно купить мебели, навешать картин. Есть стойки для доспехов и оружия, полки для трофеев, алхимическая лаборатория и даже книжный стеллаж. А сон в собственной кровати дает Геральту временные плюсы к характеристикам.
Перки не меняют правила боя, их значение скорее
количественное. В общей массе они дают большие бонусы к урону. А, например, «Кровавая
баня» попутно превращает каждое убийство в «казнь» (привет, Fallout!).
Особо дорогие перки, правда, проявляют себя интереснее: скажем, один заставляет
«Аард» замораживать противников, а другой один раз в три минуты приводит ведьмака
в себя, как только тот получает смертельный урон. Всего перков двенадцать, но
активен может быть лишь один — иначе все вампиры от Буины до Яруги разлетелись
бы в страхе.
Сделав мутагены полноценными участниками процесса развития
героя, разработчики снабдили Геральта способами их добывать и конвертировать.
На определенном этапе ведьмаку достанется алхимическая лаборатория и «мутагенератор».
Первая позволяет расщеплять «именные» мутагены: скажем, «мутаген из волколака»
можно разложить на малые красные, а из них уже лепить большие мутагены в меню
алхимии. Но, чтобы открыть все перки, нужно очень много мутагенов — и
тут поможет мутагенератор: вы просто убиваете противников, а он копит заряды и
временами выдает вам случайный мутаген.
Странно одно: эти приборы Геральт получит на, хм, очень
поздних этапах сюжета, когда покрасоваться новыми мутациями уже и не перед кем.
Если только вы не оставите львиную долю побочных квестов «на потом».
► Набредете на занятые разбойниками развалины — поспешите обезвредить «того парня с факелом». Если он успеет добежать до сигнального костра, на вас свалятся еще и нешуточные подкрепления.
![]() |
![]() |
► От некоторых квестов у Геральта останутся исключительные сувениры. |
Но главный козырь «Ведьмака» — квесты, и тут все очень
хорошо. Их много, и большинство вы запомните надолго. Притом самое необычное и
яркое, как правило, вынесено за скобки сюжета. Фотоохота на диких зверей, битва
с банковской бюрократией, позирование художнику, участие в турнире… Как
всегда, игра не раздает квесты, она рассказывает истории. Даже в самых простых
заданиях кроется нечто большее, чем просто «пойди убей вон там вон тех». И почти
всегда есть пространство для выбора: как и чем закончить очередную историю.
Правда, игра держится философии предшествующих частей:
никогда не знаешь, чем обернется то или иное действие. Так, в игре три
концовки, и они во многом зависят от неприметных побочных заданий. А порой у
вас появляются новые (как правило — лучшие) варианты, если вы, скажем, нашли и
прочитали какую-нибудь записку.
Но главный сюрприз — взаимоисключающие сцены. Ближе к концу
игры от вашего выбора будут зависеть не только концовки, но и эпилог, и кульминация,
и целые уровни. Скажем, Страна Сказок. Вы можете вообще не попасть в нее (если и
попадете — пропустите альтернативный маршрут), а ведь это немаленький и
великолепно проработанный момент, и таких тут несколько. Заново проходить «Кровь
и вино» можно и нужно, поэтому заявленные «тридцать часов» — далеко не предел
возможного.
* * *
Наконец, это дополнение гораздо прочнее, чем предыдущее,
связано с «Дикой Охотой». От событий оригинала зависит немало сюжетных штрихов,
диалогов и сцен. При определенном раскладе вы даже встретите отдельных героев «Дикой
Охоты». Но и без этого дополнение служит отличным эпилогом к «Дикой Охоте» и
подводит черту под всей игровой ведьмачьей сагой. Разработчики повторили и
закрепили опыт, накопленный за годы работы над всеми «Ведьмаками», и достойно
простились со вселенной.
Геральт отправился на заслуженный отдых.