Главная / Рецензии / Таинственный остров. Обзор Oxenfree

Таинственный остров. Обзор Oxenfree

Таинственный остров. Обзор Oxenfree

Пятеро подростков отправляются на необитаемый остров, чтобы
провести там ночь за выпивкой и глупостями. Ни с кем не знакомый Джонас
чувствует себя лишним, инфантильный Рен лелеет надежду завязать романтические
отношения со скромницей Ноной, а красноволосая Кларисса, словно пороховая
бочка, готова вспыхнуть от одного присутствия Алекс: некогда одно трагическое
событие возвело между ними стену.

Все меняется, когда Алекс и Джонас обнаруживают в пещерах
таинственную аномалию, реагирующую на радиоволны. Настроившись на нужную
частоту, они сталкиваются с чем-то потусторонним и зловещим.

Очарование

Oxenfree покорила
меня первым же трейлером. Обезоруживающая непосредственность ее героев,
чарующая атмосфера таинственного острова, завораживающая встреча со
сверхъестественным — Oxenfree стала для меня одной из самых ожидаемых
игр 2016 года.

И ее первая половина под стать завязке. После происшествия в
пещере герои оказываются раскиданы по всему острову, и в роли Алекс мы пытаемся
разобраться в происходящем. С чем именно она столкнулась? Куда занесло ее
друзей? Всё ли с ними хорошо? Алекс вскоре встречается с Джонасом, и они вместе
отправляются блуждать по острову в поисках товарищей и ответов.

Таинственный остров. Обзор Oxenfree
Таинственный остров. Обзор Oxenfree
► Иронии и самоиронии героям Oxenfree не занимать.

Джонас и Алекс — сводные брат и сестра, только что
встретившиеся впервые. Во время своего омраченного паранормальными явлениями
путешествия они знакомятся друг с другом, делятся сокровенным, сближаются —
если того, конечно, захочет игрок, выбирающий за Алекс все ее реплики.

В диалогах и кроется сила Oxenfree — они написаны и
сыграны столь живо, столь естественно, что ощущение того, что перед нами
настоящие подростки, не пропадает.

Таинственный остров. Обзор Oxenfree
Таинственный остров. Обзор Oxenfree
► Слова-паразиты, сбивчивая речь, неловкие паузы, постоянные подначки — все как в реальной жизни.

Ярким получилось и первое знакомство с локациями.
Заброшенная военная база, так и не превращенная в музей, скалистые тропы,
одинокая избушка в лесной глуши, место для кемпинга, покинутое словно бы минуту
назад, — все они окутаны ореолом таинственности, словно скрывают некую
нерассказанную историю.

Oxenfree мастерски удается заинтриговать, заставить
проникнуться ситуацией, в которой оказались герои. Погружению в атмосферу игры
способствует и радио — то самое, из-за которого Алекс и ее друзья вляпались в
эту передрягу. Тут это ключевая вещь, способная влиять на всевозможные аномалии
и даже открывать замки: достаточно найти нужную частоту. А можно и просто
слушать радиоэфир, в котором эхо современных мелодий перемежается с отголосками
передач из прошлого и чем-то потусторонним и по-настоящему жутким.

Таинственный остров. Обзор Oxenfree
► Хотя персонажи и выполнены в виде простеньких низкополигональных моделек, это не бросается в глаза благодаря всегда держащейся на расстоянии камере.

Недвусмысленность

Студия Night School Games основана выходцами из Telltale, и
это заметно. Oxenfree достаточно линейна, и, по сути, единственное, чем
в ней приходится заниматься, — это ходить и выбирать реплики.

Диалоговая система Oxenfree напоминает о The
Walking Dead
: три варианта ответа и возможность промолчать. Болтовня
продолжится и без участия Алекс — более того, велик шанс, что она выбранной
репликой кого-то перебьет (в отличие от героев TWD, она не дожидается конца
чужой фразы и начинает говорить сразу же, как только вы нажмете на желаемый
вариант).

Таинственный остров. Обзор Oxenfree
► Почти все время Алекс проводит с Джонасом, а другие персонажи, увы, почти не раскрываются.

У выборов есть последствия, хоть Oxenfree, в отличие
от работ Telltale, об этом и не напоминает. Так, можно со всеми разругаться (за
это даже достижение дают) или же, наоборот, всем помочь и со всеми сдружиться.
Последний вариант выбрали более чем две трети игроков, и это не делает игре
чести. Какой смысл в нелинейности, если подавляющее большинство выбирает одно и
то же?

Oxenfree слишком не хватает неоднозначности. Дилемма,
сводящаяся к «быть подлецом или нет», — это все равно что отсутствие дилеммы. А
ведь игры от Telltale запоминались именно непростыми решениями!

Разочарование

Обиднее всего, что Oxenfree, кажется, не понимает
сама, к чему стремится. Ей удаются задушевные разговоры, но краеугольный камень
сюжета и основная интрига кроются вовсе не в них, а в чертовщине, с которой
сталкиваются герои. Но ее объяснение оказывается предсказуемым, а развязка
конфликта — тривиальной и недостаточно драматичной. Но, главное, вся эта линия
ничего не дает персонажам, не показывает их с новой стороны.

Таинственный остров. Обзор Oxenfree
► Иногда Oxenfree смахивает на настоящий ужастик, но низкая интерактивность и отсутствие последствий сводят эффект от таких участков на нет.

Не удалось этой стороне Oxenfree и раскрыть свой
потенциал как хоррору (а потенциал есть — визуальные и аудиоэффекты тут просто
потрясающие). Пожалуй, самое показательное тут — реакция Алекс: уже к середине
игры, стоит ей понять, что опять что-то не так, она пожимает плечами и
сокрушенно вздыхает: «Боже, еще одна аномалия, когда же это кончится». То, что
должно было поражать, удивлять и вызывать мурашки по коже, превращается в
рутину, лишенную всякого смысла.

При помощи потусторонних сил, однако, можно повлиять на
концовку сильнее, чем простым налаживанием или, наоборот, порчей отношений с
товарищами. И одно из возможных изменений позволяет буквально переписать
прошлое, отменив событие, которому львиная доля Oxenfree обязана своей
драматичностью.

Таинственный остров. Обзор Oxenfree

От такого остается лишь развести руками. Зачем? В чем смысл
игры про трудности жизни после потери близкого человека, про обиды, про горечь
утраты, про сложность выстраивания новых взаимоотношений, про чувство вины и
сожаления о невысказанном, если игра эта позволяет отменить причину всех этих
проблем?

* * *

Oxenfree, начавшаяся так многообещающе, заканчивается
на минорной ноте. Во второй половине игры открываются опциональные записки, слегка
проливающие свет на истоки местных сверхъестественных сил. Записки эти
раскиданы по всему острову, и игра откровенно намекает на то, что самое время
заняться их сбором, — только вот разговаривать героям уже не о чем, и поиски
кусочков предыстории оборачиваются унылым блужданием по пустым локациям под
гробовое молчание.

Впрочем, если и не собирать записки, все равно придется
заново возвращаться в уже знакомые (и более не кажущиеся удивительными) места.
Повествование же в это время все больше уходит от личных вопросов героев в
сторону фантастики, которая в лучшем случае ничего не дает истории, а в худшем —
ставит крест на ее самых выразительных моментах.

Источник

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий